Белорусские марки женской одежды все больше стремятся к европеизации своего образа, надеясь завоевать признание молодых покупательниц. Для этого фабрики готовы задействовать современные рекламные технологии.
Во многих столичных магазинах уже успешно продаются марки, чье отечественное происхождение сложно выявить, не ознакомившись с документацией – настолько «по-европейски» они выглядят. Судя по информации Белстата, удельный вес одежды импортного происхождения, реализуемой в Беларуси, в принципе невелик – он составляет порядка 25% в сегменте верхней одежды, 12% для трикотажа и всего лишь 9% в группе чулочно-носочных изделий.
Учитывая серьезную разницу в цене (а именно по этому показателю рассчитывается доля импорта у Белстата), фактически этот объем будет еще ниже.
На деле можно говорить о зарубежном происхождении лишь каждой 20-й вещи, купленной в РБ – и не исключено, что этот порядковый номер будет еще больше. Во многом это обусловлено не патриотическим чувством покупателей, а отходом производителей от эксплуатации образов «советской эпохи» при сохранении доступных цен. Особенно отличается подобным подходом Брестчина: швейные предприятия с «западной ориентацией» в основном родом оттуда.
Благодаря этому их продукция завоевывает новую аудиторию, в т.ч. и среди молодежи. Неудивительно, что фабрики из других регионов Беларуси также начинают «экспансию» в данном направлении, а интуитивные действия на этом пути встречаются все реже.
К примеру, для разработки новой ТМ витебская фабрика «Знамя индустриализации», являющаяся одним из столпов белорусской легкой промышленности, и вовсе обратилась к профессионалам – в креативную студию Naming.by. Начальник отдела маркетинга Сергей Свирковский так рассказывает о причинах, побудивших фабрику к переменам: «Создавая новую торговую марку, мы четко представляли себе портрет будущей покупательницы. Это современная, молодая и красивая женщина, обладающая вкусом и чувством стиля. Своеобразный новоклассический образ для белорусской интеллигенции формата 21-го века. Думаю, что все получилось».
Кроме разработки названия, в имиджевый «портфель» новой белорусской ТМ вошли соответствующий выбранному стилю логотип и слоган. Ольга Кашкан, директор студии Naming.by, комментирует «креативный процесс»: «Завоевать признание такой аудитории не так уж просто: достаточно одной «фальшивой ноты», и контакта не состоится. Предлагать же ей одежду под маркой «Знамя индустриализации» равносильно курьезу: бывшее «модным» во времена старого ребусника Синицкого выражение сегодня воспринимается совершенно иначе, вызывая ассоциации с журналом «Работница». Viva Lady, кроме того, это фантазийная производная от имени известного композитора Вивальди, благодаря чему марка обрела поистине музыкальное звучание».
Если делать выводы по статистике первого месяца после запуска линии в производство, эксперимент витебчан оказался довольно успешным. Коллекция Viva Lady, отстроившись от «индустриализации под знаменем», пользуется хорошим спросом.
В сентябре под новой ТМ широкой общественности было представлено 54 модели, заслуживших высокую оценку специалистов. Так, на состоявшейся в начале октября республиканской выставке «Белтекслегпром-2011» коллекция Viva Lady была отмечена дипломом Беллегпрома и Министерства торговли РБ «За развитие и создание новой ТМ».
Впрочем, еще более показательной является востребованность коллекции конечными реализаторами, которые ориентируются прежде всего на предполагаемый коммерческий потенциал новинок. В случае Viva Lady объем будущих поставок уже расписан на год вперед, по предварительным подсчетам составляя более 30 тысяч единиц продукции, заказанных представителями розничной торговли.